Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприятию.

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприятию.

    Предлагаю на рассмотрение некоторые обобщения по исследованию психических явлений.

    Восприятие : музыки ,живописи,стихов ,прозы и др. произведений искусств это процесс изменений происходящих с индивидом в результате адаптационных процессов в соприкосновении с внешним миром.
    Специализированных центров отвечающих непосредственно за эстетическое восприятие (музыка,изобразительное творчество,речевое) в мозге нет.(в мозге вообще нет каких либо специальных центров)
    Что же заставляет индивида испытывать трепетное волнение,наслаждаться произведением художественного творчества и самому создавать произведения искусства?
    Одними средствами нейрофизиологии ответ будет отрицательным.
    Человек ,это - мозг,тело ,внешнее. Человек ,это - сгусток жизненного опыта. Человек, это - память мозга.
    Хорошо описаны восемь этапов психического развития -ученым психологом Эриком Эриксоном.
    Каким образом ребенок пройдя определенный этап "психосоциального кризиса" приобретает свойство личности : http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=138
    Основы поведения закладываются в младенчестве : способности к эстетическому восприятию тоже.
    Индивид не рождается с определенными способностями и предрасположением к таланту или гениальности :указанные атрибуты психики развиваются благодаря среде, возникающему окружению,которое в свою очередь создает новое окружение. И так - этап за этапом приобретаются новые свойства личности.
    Нельзя унаследовать способности к рисованию,пению,музыке :можно унаследовать минимальное окружение,которое при определенных условиях может состоятся ,а может и нет.

    Насколько же вообще может определять что-то генетический код? Собственно с его помощью воспроизводятся только молекулы белков. Без определенного вспомогательного окружения, сами по себе эти молекулы ничего не способны сделать. Кроме самого кода должен быть еще и механизм, обеспечивающий его считывание и формирование молекул белка, его включение в системы обмена веществ. Т.е. кроме собственно генетического кода от организма к организму передается и необходимое вспомогательное окружение
    http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_s...nheritance.php

    Далее можно сделать вывод: все ,что касается психических процессов: - эстетическое восприятие,художественное творчество по наследству не передается и не имеет специализированных центров в мозге.

    Обычно то, что определяет особенности развития психики, называют задатками - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей. Они обусловлены генетическим кодом, "расчитанным" на реализацию в обычных для данного вида условиях, и во многом передаются по наследству (но далеко не во всем, так как некоторые особенности сочетания генов перетасовываются очень индивидуально).
    Но эти врожденные особенности вовсе не являются уже готовыми прототипами психики, иначе их не называли бы задатками, а можно было бы говорить о передаче по наследству психических качеств (инстинктов, навыков, повадок). На самом деле ничего такого по наследству не передается (объема генетического кода не хватит для этого).
    Начальная стадия формирования каких либо задатков и способностей происходит по такому сценарию :

    Клетки мозга новорожденного ребенка относительно бедны дендритами - отростками, которые служат для возможности приема нервных импульсов. Когда мозг начинает получать сигналы от органов чувств, дендриты усиленно ветвятся в сторону этой активности, оставляющий биохимический след, и образуют целевую систему сложных межнейронных связей ветвлений, способных к установлению связей. Были бы другие раздражители в этот период и характер ветвления, а значит и индивидуальные особенности, оказались бы иными, несмотря на идентичность генетического кода (поэтому чрезвычайно важно для более всестороннего развития как можно более богатый, но не хаотический, а реально используемый, ассортимент раздражителей еще тогда, когда плод развивается до рождения).


    См. там же:

    Разные гены задают самые общие особенности строения и свойств нейронной сети (которая у каждого совершенно не такая как у других). Они могут делать более легкое сочетание одних признаков, (например, слухового анализатора, что определит повышенные музыкальные и другие слуховые способности) и окажется беднее в отношении других.

    И так : гениальными композиторами ,художниками,поэтами - не рождаются ,а становятся благодаря образованию специфического окружения.
    Каким образом индивиды воспринимают произведения искусства,художественное творчество,нейрофизиологические аспекты творчества - можно будет обсудить в этой теме.

  • #2
    Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

    Eis, мне бросилось в глаза некоторое противоречие в приведённых Вами тезисах. А именно, в начале Вы пишете:"Нельзя унаследовать способности к рисованию,пению,музыке ...", а в последней цитате приводится:"Они(гены) могут делать более легкое сочетание одних признаков, (например, слухового анализатора, что определит повышенные музыкальные и другие слуховые способности) и окажется беднее в отношении других.". Хотя, конечно, контекст Вашего сообщения очень богат, и данное противоречие можно было бы отнести к разряду "кто ищет противоречия, тот всегда их найдёт". Но, если принять сторону наличия генетически обусловленных задатков, то, на мой взгляд, очень важно отделять их, как постоянную неизменную сторону, от развитых форм этих задатков, которые являются довольно случайными благодаря многообразию окружения(подобно случайности комбинации прохождения "восьми этапов психического развития"). Ведь, насколько я могу судить(будучи несведущь в физиологии), биологические изменения, связанные с развитыми формами задатков, не отражаются на геноме данного индивида. Похожую идею отделения постоянной и переменной сторон я провожу в отношении другой способности сознания - мышления, о способности к которой тоже можно, думаю, говорить как о задатках. Буду рад Вашему мнению.

    Комментарий


    • #3
      Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

      Давайте почитаем лекцию по нейробиологии №23.Надеюсь видимые Вам противоречия будут устранены.Дело в том ,что при рождении - человек и животное еще не ведают о внешнем мире.Музыка,стихи живопись: все это еще впереди (а может и нет) Сначало должно появится "Я" с появлением в 1,5 - 2 года -механизмов сознания(об этом еще будет разговор) и самое главное :- личной оценки значимости - основа адаптации к внешнему высш.животных и людей.
      Особенно в этой лекции интересен момент"развитие кокаиновой зависимости у крыс"
      где показано как идет закладка поведения у животных и человека на нейрофизиологическом уровне.

      При рождении животного часть нервных путей уже сформирована, это то, что называют безусловными рефлексами или комплексами фиксированных действий. Это набор реакций на какой-либо стимул, для которых не требуется обучения. На прошлых лекциях упоминалось, что у ребенка при рождении есть набор рефлексов, например хватательный и сосательный. На основе врожденного поведения формируется дальнейшее поведение. Мы разберем формирование нервных связей на примере зрительных, то есть как ребенок или котенок учится различать объекты. При рождении животное не способно различать объекты, хотя способно реагировать например на яркий свет, так как глаза у котенка устроены так же, как и у взрослой кошки, есть связи, передающие сигнал от светочувствительных клеток к зрительной коре, но структура этих связей еще не такая, как у кошки. После рождения, та часть коры головного мозга, которая отвечает за зрительное и другие типы восприятия претерпевает изменения.
      http://bio.fizteh.ru/student/files/b...lection23.html

      Комментарий


      • #4
        Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

        Предлагаю упростить подход к вопросу.... в рамках ЭГТР.
        1. Генотип кроме индивидуальных видовых физиологических особенностей, определяющих его причастность к развивающейся среде обитания, может иметь ещё и некоторые системные особенности, хранящиеся в конструкции генотипа, именуемые разумностью, определяющих его причастность так же к развивающейся, но уже перманентной системе данной среды обитания, именуемой Разумом.
        2. Разум может включаться в уже развитую физиологическую часть генотипа (живой организм), на фоне действующей генетической программы его жизнедеятельности, благодаря сформированному ещё до рождения "Интерфейсу Разумности", возникающего из системных свойств генотипа (п.п.1).
        3. По сколько конструкции Разума является внешним по отношению к генотипу материальным образованием, то они переносится в НС систему организма синхронно с его сознательным становлением. Порядок усвоения Разума, регламентирован физиологическим развитием НС организма контролируемым генотипом (всему своё время). Предоставление для осознания некоторой области Разумной информации осуществлённый в определённый период развития НС организма и формирует наклонности и способности конкретного человека.


        У насекомых это проявляется лишь в физиологическом аспекте, например... если зародыша пчелы определённым образом кормить, то вырастет рабочая пчела или трутень... В данном случаи мы имеем дело с влиянием окружающей среды (в виде кормления) на развивающийся генотип зародыша вторгающийся в процесс физиологического генетического формирования организма .
        Таким образом, мы имеем право рассматривать это влияние, так же как системную часть генотипа и можно сказать, что это элемент пчелиного разума.
        Человек осознаёт и улей, и муравейник как разумно организованные системы.
        И так … часть генотипа (системная), расположенная вне самого генотипа, но имеющая возможность вмешиваться в процесс формирования организма, является системным элементом среды обитания и представляет собой культурное наследие генотипа. Человек так же формирует культурное наследие, осознаваемое им как Разум.
        Данный подход позволяет формализовать понятия разума и разумности, а так же способности и наклонности.
        Последний раз редактировалось Рогов; 07.07.2009, 10:54 PM.

        Комментарий


        • #5
          Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

          Eis, спасибо за ссылку, с интересом прочитал, и посильно моему уровню понимания. Однако, из лекции я понял(надеюсь правильно), что процесс формирования структуры связей светочувствительных клеток генетически детерминирован и привязан к определённому короткому периоду развития новорождённого(в данном случае) котёнка. Если рассматривать нормальный(непатологический) ход этого развития, то его результатом будет полная реализация генетической программы. Теперь вопрос: могут ли сопутствующие этому развитию окружающие условия создать нечто более полное или лучшее, чем заложенное в генетической программе данного индивида? Думаю, нет. Могут ли они также изменить эту программу? Как я понимаю, нет. Вот такую нормальную полную реализацию генетической программы я и предлагал рассматривать как неизменную(постоянную) сторону той или иной способности сознания. А отклонения(чаще ухудшения) за счёт влияния окружающих условий и сбоев в релизации программы считать переменной стороной. Тогда можно точнее определить то, что не меняется в задатках.

          Комментарий


          • #6
            Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

            Генотип кроме индивидуальных видовых физиологических особенностей, определяющих его причастность к развивающейся среде обитания, может иметь ещё и некоторые системные особенности, хранящиеся в конструкции генотипа, именуемые разумностью,
            Согласен.Это может быть предрасположение напр. к когтистости,хвостастости,обучаемости.
            Когда животное или человек разовьются и образуется тело,то совместно с телом будет развиваться и психика.
            Напр. почему собака чешет за ухом задней лапой? Потому ,что ей так удобно - такое строение тела.

            Дело в том ,что искать "разумность" в 860 мв генокода конечно можно,но примерно по такому сценарию(на мой взгляд)как я описал выше.
            Вот почему человек - мозг,тело,внешнее.

            Вот из системной нейрофизиологии :

            "От чего же зависят индивидуальные возможности и способности [12]?
            Во-первых, от того, насколько потенциально структура мозга готова к формированию всех уровней детекторов, которые характерны для поведения человека. Это означает, что чисто наследственно есть различия в особенности прокладки путей и количества этих путей при развитии нейронных отростков, которые ветвятся в области, потенциально готовые быть детекторами признаков, определяемых этими отростками. Понятно, что если нет возможности в установлении связей между какими-то структурами, то их и не будет.
            Во-вторых, очень важно какие детекторы (первичные и производные) образуются в ходе обучения в соответствующие критические периоды развития. Лишение их в данный период незаменимо в последующем и резко ухудшает способности распознавания и возможности оперативного адекватного реагирования.
            В-третьих, жизненный опыт, приобретаемый в тех или иных условиях, напрямую формирует способности адекватного восприятия и распознавания и возможности адекватного поведения в этих условиях, а это то, что привыкли называть интеллектом.
            В-четвертых, индивидуальные энергетические характеристики, определяемые кровоснабжением структур мозга, их питанием, подводом кислорода и своевременным отводом продуктов метаболизма очень важны для эффективной организации поведения и реализации возможностей, перечисленных во всех предыдущих пунктах. Это то, что, несмотря на самые выдающиеся способности может оставить человека апатичным и бездействующим, оставив талант, но лишив гениальности.
            В-пятых, опять-таки для реализации всего предыдущего, необходима доминирующая мотивация, которая только и может организовывать реализацию способностей и возможностей в нечто конкретное. А это зависит от интереса к предмету, который является произведением новизны на значимость. Если значимость доминирующей мотивации определяется потребностью, навязанной системой значимости, то при отсутствии новизны достижений, отдачи, реального выхода, эта мотивация может иссякнуть" http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_s...ys.php#header6

            Комментарий


            • #7
              Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

              Я не спец в генетике и нейрофизиологии, но могу добавить один признак, который возможно упростит поиск....
              Разумность периодически исчезает (возможно не полностью) в связи с эффектом, возникающим из-за территориальной ограниченности процесса физиологического развития организма и соответственно наследственности генотипа.
              Желаю успеха, и всегда на связи .... Дай Вам Бог удачи ....

              Разумность и Духовность это то ради чего имеет смысл быть человеком.
              Последний раз редактировалось Рогов; 08.07.2009, 11:38 AM.

              Комментарий


              • #8
                Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                Eis, смею заметить, что приведённая Вами выдержка из "системной нейрофизиологии" сосредоточена на отклонениях в формировании, так сказать, материальных оснований задатков. Но, допустим, все условия для формирования структур высшей нервной деятельности соблюдались идеально в соответствии с "8 этапами". Гарантирует ли такой ход дела творческую личность? Да, необходимые условия соблюдены. Но не лучше ли было гипертрофированно развивать одну разновидность задатков за счёт другой? Но даже если мы развили гипертрофированно какой-то задаток, гарантировано ли творческое освоение этого направления?
                Думаю, необходимо как-то определить сам феномен творчества, что это такое для человеческого сознания? В первом приближении, думаю, это принятие для себя идеи хаотичности самого сознания и хаотичности мира. Это пугающая перспектива. Но, как мне кажется, такой акт не просто рождает учащённое сердцебиение и общую мобилизацию, но и, независимо от эмоций, меняет чисто формальные познавательные установки. Человек получает способность рушить, ранее освоеные им и сковывающие хаотичные движения сознания, упорядоченные конструкции. Что делать, порой творчество бывает разрушительным. Может, контролируемая разруха?

                Комментарий


                • #9
                  Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                  Уважаемые коллеги,

                  позволю себе небольшое вмешательство в Ваш очень интересный и важный разговор. Вмешиваюсь своим вопросом, пока не получившим освещения (как отдельная тема).Поэтому, согласно ходу Вашей дискуссии, хотелось бы спросить:

                  ВНД, ГМ qua "черный ящик", интеллект и методы их измерения в науке 21 столетия?

                  Конкретнее:
                  1) насколько валидны сегодня IQ и другие психометрические количественные методы в изучении ГМ, ВНД (интеллекта)?
                  2) сколько у нас интеллектов?

                  Заранее спасибо.

                  Комментарий


                  • #10
                    Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                    Моя позиция по поводу интеллекта следующая:
                    Исходя из цикличности мыслительного процесса можно заключить, что на него влияет
                    1. Достаточно ли обширна приобретённая эмоциональная база - опыт (генетическая - практически у всего вида одинаковая), и имеются ли у партнёров в этой базе достаточно идентичных эмоции.
                    2. Качество осмысления и получения адекватной сентенции.
                    3. Качество интенции (синтеза) от человека не зависит (это физический процесс).
                    4. Качество процесса размышления ... уровень интеграции системы параллельной обработки данных.
                    5. Качество стереотипа мышления обеспечивающего доходчивость до окружающих партнёров.
                    Для упрощения и наглядности я рассмотрю процесс мышления основанный на разумных эмоциях (для физиологического мышления правильнее говорить не о интеллекте а о «лидерстве в группе» что по сути то же самое.)
                    И так, мы имеем группу одинаково обученных специалистов, обладающих идентичными систематизированными разумными эмоциями – знаниями.
                    Предположим, что и процесс осознания проходит у всех практически одинаково…
                    С синтезом тоже понятно …. у всех одинаков (п.п.3) интенция идентичная.
                    Следовательно, уровень интеллекта будет зависеть от связки «интенция – размышление» и от доходчивости изложения, что связанно уже с уровнем восприятия партнёров…. Эту вторую связку следует отбросить как неопределённость второго рода, и остановиться на первой: Интенция-Размышление.
                    Если рассмотреть интенцию детально, то кроме сентенции и физиологических эмоций в эмоциональном синтезе будет принимать участие проявление физических процессов окружающего материального мира (поскольку синтез явление физическое (п.п.3)).
                    Стало быть её участие в размышлении должно зависеть от возможностей НС организма по анализу возникшей интенции, то есть от качества НС обеспечивающей считывание интенции и в то же время обеспечивающей более быстрый процесс размышления (обработки информации). Первое определяет творческие способности, второе – интеллектуальный приоритет.
                    Правильное и быстрое принятие решения в сложной ситуации даёт приоритет в совместной деятельности.
                    В реализации физиологических эмоций это Вожак стаи…
                    В реализации разумных эмоций – Эмоциональный лидер - научный или социальный руководитель.
                    В общем случае, можно утверждать, что это уровень интеллекта это качество разумного мышления.
                    Творческие способности это качество НС …. в данном случае её чувствительность к интенции.
                    Последний раз редактировалось Рогов; 08.07.2009, 04:45 PM.

                    Комментарий


                    • #11
                      Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                      необходимо как-то определить сам феномен творчества, что это такое для человеческого сознания?
                      Все психические процессы (сознание ,эмоции,мышление,подсознание,осознание,творчество, интеллект ит.д) это форма процессов мозга.
                      Форма - нематериальная.Мы имеем дело с абстракциями - такими же как 1..2...3...4..ит.д.
                      Многочисленные исследования мозга,механизмов психики основанные на фактическом материале - в рамках научной методологии познания реальной действительности, позволяют на сегодняшний день создать непротиворечивую картину понимания сущности живых систем.
                      Работа мозга осуществляется по типу электрических сетей. Мозг - это просто, и работа мозга человека, по функциональности ничем не отличается от работы мозга виноградной улитки.
                      Необходима организация процессов мозга(это уже сложно),организма - направленная на адаптацию к внешней среде.Наблюдаемые изменнения происходящие с организмом при взаимодействии с внешним : люди условились называть - психикой.
                      Психические процессы это наблюдаемые явления как визуально так и аппаратными методами.
                      Напр.
                      Сознание внешне можно наблюдать как постоянно меняющую границы область одной из активностей, с приходом новых впечатлений извне, что хорошо визуализируется аппаратными методами в виде пятен в мозге. Эта активность ассоциирует воспринимаемое в виде распознанных его элементарных и более сложных признаков с оценкой значимости и пусковыми переключателями возможных программ действий. По мере того, как это новое оценивается в плане возможных последствий и реакций, оно, в последующем, уже не вызывает переключение на себя фокуса осознания, становясь автоматизмом. Лишение восприятия нового (монотонность) или вообще лишение восприятия, делает невозможным осознание, остатки активности которого гасятся по закону развития сновидения. Поэтому любые попытки моделирования сознания без моделирования и нового в его восприятии, т.е. без включения в модель внешней среды, окажется в принципе безуспешными.
                      Вот статья - "Основы понимания психики" http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_s.../psy_basic.php

                      Плотник, : в мире нет ничего выделенного(миру до лампочки - "сознание",творчество" и.тд) ,выделяем - мы.
                      Создаем "феномены",придумываем "смысл жизни",возвышаем интеллект - ("ВНД, ГМ qua "черный ящик", интеллект и методы их измерения в науке 21 столетия") ...хотя на самом деле "интеллект" это жизненный опыт ,который зависит от специфики адаптации к среде отдельно взятого индивида.
                      Творчество не возникло по чей-то прихоти ради самоутверждения. Творчество, это вытекающий процесс в связи с усложняющимися условиями адаптации к внешнему. Творчество, это иерархия распознавателей от самых примитивных до все более усложняющихся распознавателей мозга.
                      Перфекционисты возносят человека на недосягаемый пьедестал и все далее в космос,а на самом деле в мире все виды живых существ находятся на одной линии существования в своих биологических нишах.(это признание мирового научного сообщества)
                      Вот статья : "Человек среди животных"
                      "У человека не возможно обнаружить никаких таких специфических механизмов организации психики, которых не было бы у высших животных, от которых он эволюционно не ушел вперед, а в настоящее время развивается на равных с другими видами высших животных, каждый из которых имеет свою специфику адаптации к условиям существования. И очень многое у других животных намного эффективнее, чем у человека, в том числе и некоторые "чисто психологические" функции (если условно их выделить).
                      Но люди, соразмеряя все вокруг относительно своих собственных способностей, видят, что животные, как правило, далеко не способны к тому, на что способны они и относят их к заведомо более низкой "ступени развития", забывая про то, что развитие-то все еще идет параллельно. С такой позиции не только животные, но и люди другой культуры, не знающие языка, воспринимаются недоразвитыми и примитивными, в лучшем случае - забавными и непонимающими простых вещей. Так, долгое время негры и индейцы не считались людьми."
                      http://www.scorcher.ru/neuro/science...ls/animals.php

                      Далее :
                      В первом приближении, думаю, это принятие для себя идеи хаотичности самого сознания и хаотичности мира. Это пугающая перспектива
                      В хаотичном мире "сознание"( границы применения - механизмы психики) имеет функцию отрабатывать воспринимаемое новое - значимое (с чем сталкивается особь в процессе адаптации) "цель" сознания довести поведение до автоматизмов.
                      Автоматизм(бывший рефлекс) - основа мышления.

                      Автоматизм любой сложности не требует сознания
                      Относится к предметной области: Системная нейрофизиология
                      Использовано в разделах:
                      Системная нейрофизиология: Переход осознаваемого в автоматизм (nan)

                      Многие рефлексы гораздо более сложны, чем приведенные в этих примерах, но даже сложнейшие из врожденных рефлексов не требуют участия высших, "мыслительных", процессов. Это можно продемонстрировать, если разрушить у лягушки головной мозг, оставив в целости спинной мозг, и затем прикладывать к спине животного кусочек бумаги, смоченный в кислоте. Сколько бы раз мы ни прикладывали к коже кусочек бумаги, одна нога будет неизменно подниматься и сбрасывать его. Эта реакция, требующая согласованного действия многих мышц, является чисто рефлекторной и ясно демонстрирует одну из основных особенностей всякого рефлекса - точную и безотказную повторяемость. т.е. автоматизм любой сложности не требует сознания. Но без сознания автоматизм не может быть выработан. (nan)

                      Источник: К. Вили Нервная система
                      Мысль - поведенческая цепочка действий основанная на автоматизмах,реализуемая при помощи механизмов сознания.
                      Все началось с простейших.Отдельные виды научились быстро менять свое поведение в новых возникших условиях.

                      Насекомые имеют жесткую программу поведения, образованную распознавателями сочетаний признаков, которые запускают цепи последовательности поведения " "Сущность сознания"

                      Сознание не появилось просто для того, чтобы было возможным некоторым говорить об отличиях человека от других животных или предаваться "интеллектуальным" играм. У сознания должна быть совершенно определенная задача, которую можно выделить, проследив за эволюцией нервной системы от простейших к высшим животным и то, что приобретается в результате тех или иных усовершенствований механизмов психики.

                      Чтобы не просто занять экологическую нишу, но и удержаться в ней, необходимо уметь как можно быстрее приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Тот, кто в этом получил преимущество - остается в живых.

                      Вирусы могут очень быстро менять свои свойства за счет развитых механизмов изменчивости, быстрого цикла смены поколений и огромного числа. Они прочно этим занимают свою нишу.
                      http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_s...iousness_2.php

                      Человек получает способность рушить, ранее освоеные им и сковывающие хаотичные движения сознания, упорядоченные конструкции. Что делать, порой творчество бывает разрушительным. Может, контролируемая разруха?
                      Вот на эту тему : ....
                      "В своей заметке В.А. Непомнящих исходит из представлений о поведении животных, развиваемых рядом авторов последнего времени (особенно интенсивно в последнем десятилетии), согласно которым это поведение:

                      - спонтанно,

                      - несет в себе общую модель мира, в котором приходится существовать данному виду,

                      - а в актуальной обстановке сигналы внешнего мира лишь модифицируют естественный циклический процесс данного поведения и не подвергаются в полной мере анализу для построения актуальной формы поведения.



                      Эти принципы иллюстрируются на примерах изучения различных типов животных от бактерии до человека. Основным, более подробно разбираемым примером служит поведение личинки ручейника, связанное с построением его домика из крупных песчинок. Кроме того, отдельные принципы иллюстрируются поведением бактерии (самопроизвольность), золотых рыбок (поведение как модель мира), пчел и крабов (актуальное построение гипотез). Рассматриваются также роль обучения (на примере обезьян, строящих пирамиду из ящиков) и вопрос о степени адаптивности поведения (личинка ручейника). Кроме того, приводится точка зрения, что и человеческое поведение основано на аналогичных принципах (опирается на воображаемые модели мира, построенные на случайных гипотезах)"
                      ... http://www.scorcher.ru/neuro/science...pomniachih.php
                      Последний раз редактировалось Eis; 09.07.2009, 08:04 AM.

                      Комментарий


                      • #12
                        Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                        Все психические процессы (сознание ,эмоции,мышление,подсознание,осознание,творчество, интеллект ит.д) это форма процессов мозга.
                        Откуда следует что эмоции это только психические процессы мозга? Эмоции это отражение реальности....Сталобыть и в реальности они есть....

                        Комментарий


                        • #13
                          Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                          Для Eis.
                          Дело в том, что одним из "автоматизмов" легко может стать "распознанное" представление о хаотичности мира. Нахождение такого автоматизма среди автоматизмов, исходящих из упорядоченной катины мира, превращает "неосознаваемое" хранилище автоматизмов(память) в арену осознаваемого перманентного конфликта автоматизмов, их различия. Таким образом вычищается сфера так называемого "бессознательного мышления", которого по сути быть не может. Поэтому автоматизм не может быть основой мышления, для него нужны менее противоречивые, простые и осязаемые основания. Но не будем здесь дублировать соседнюю тему.
                          Вернёмся к основаниям творчества. Думаю в формировании творческих задатков есть такая цикличность хаотичности и упорядоченности. Выделим два периода жизни человека - от рождения до окончания формирования стабильных нейрофизиологических связей и от последнего до конца жизни. Новорождённый - самый творческий человек в первый период. Его взгляд хаотически блуждает вокруг, готовый к доступному диапазону адаптации. Но уже первые возникающие нейрофизиологические связи неумолимо начинают направлять его по пути упорядоченности, по пути адаптации к определённым условиям(и утёнок бежит за попавшейся первой ему на глаза курицей). Потом детский сад:"вести себя надо вот так", "петь надо вот так", "ложку держать вот так". Школа:"алфавит такой", "арифметика такая", "законы природы такие". Упорядоченность крепчает, первый период закончен. И это правильно, раскачивать психику представлениями о хаотичности мира в этот период не надо(а, может, надо?). Начинается второй период. Здесь два пути: вернуться на этом более высоком уровне к "блуждающим глазам новорождённого" и начать новый цикл или остаться в парадигме быстро твердеющей упорядоченности.

                          Комментарий


                          • #14
                            Re: Формирование задатков и способностей - путь к творчеству,эстетическому восприяти

                            И каким же образом индивиды воспринимают произведения искусства, а так же реальную жизнь, в которой, время от времени, появляются те самые произведения искусства?

                            Но, ведь, сам русский язык ответил, - каким "ОБРАЗОМ"!
                            "Специализированных центров отвечающих непосредственно за эстетическое восприятие в мозге нет. (В мозге вообще нет каких-либо специальных центров)" - в мозге есть первая сигнальная система, работающая с сенсорной информацией, складывающейся в образы. А вот от того, насколько развито образное мышление, и в каком направлении будет развиваться первая сигнальная система - и зависят эстетическое воспитание, нравственное... и все остальные процессы разума.

                            Физиологам сложно понять, что такое "образ", поскольку, методами физиологических исследований, образ выявить невозможно...
                            Хотя... прошла информация, что японские учёные уже научились перехватывать зрительный сигнал, воспринимаемый человеческим мозгом. Пока это очень простые изображения... но, в отличие от русской науки, которая не способна понять, что такое "образ" в принципе, японцы умеют быстро двигать науку. Теперь уже, дело времени, - научиться читать образную информацию, записанную в нейронах.

                            Образ.

                            1. Реальность, которую мы воспринимаем, это и есть «образы».

                            • Реальное яблоко не может быть образом. Оно физически существует само по себе. И мы не знали бы о его существовании, если бы у нас не было органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающее. Откажут органы чувств – и этот мир перестанет для нас существовать.
                            Познать действительность, можно лишь через её отражения в коре головного мозга. Восприятие конкретного предмета, возможно только потому, что в ассоциативной коре создаётся точная электромагнитная или нейронная копия этого предмета. То есть в тот момент, когда мы смотрим на яблоко, материально существую два яблока. Одно – состоящее из соответствующих атомов. Другое – состоящее из электромагнитных импульсов, зафиксированных в нейронах. И то, и другое – материя. Но одно – реальность, а другое – отражение, образ.

                            Соответственно: реальный мир материален, объективен и существует независимо от нас.
                            А наше восприятие реальности возможно лишь через отражения, через образы.
                            И, подобно зеркальным отражениям, образы существующие в нашей голове, могут быть «правильными», адекватными, или искажёнными, изменёнными сознательно или неосознанно.

                            • Сенсорные отражения складываются в образы.
                            Мы чувственно воспринимаем яблоко: видим его форму, цвет, размер. Нюхаем его… пробуем на вкус…
                            А, в результате, из суммы чувственных запечатлений, создаётся целостный, объёмный образ.
                            Реальное яблоко мы съедим… а его нейронное отражение навсегда останется в нашей образной памяти.
                            В следующий раз, увидев яблоко, мы его узнаем, сравнив новый образ с тем, который уже записан в память.
                            Мы можем, зрительно, принять искусственное яблоко, за настоящее. Но осязание, обоняние – скажут – ложь! Неправильное яблоко.
                            То есть одно запечатление – это ещё не образ. Должна быть сумма запечатлений, ассоциативно, складывающихся в целое.
                            Соответственно: Образ – это и непосредственно воспринимаемое, и подробные копии реального мира, навсегда записанные в ассоциативных участках первой сигнальной системы. Это образная память, – гигантские запасники которой, - хранят запечатления и вчерашнего дня, и далёкого детства.

                            В любой момент мы можем мысленно просмотреть наиболее запомнившиеся фрагменты своей жизни. «Прокрутить» всю сцену… в действии, со словами, с ощущениями.
                            Если, глядя на какой-то предмет, мы его узнаём, – значит, такой или аналогичные образы есть в нашем подсознании. Нам, ведь, достаточно один раз взглянуть на предмет, чтобы потом всегда узнавать.
                            Можем мысленно воспроизвести, увидеть - фрагменты фильма, услышать музыку.
                            Если смотрим фильм, который нас возмущает, поскольку мы читали книгу…
                            Это значит, что созданный режиссёром художественный образ, не совпадает с тем, который возник у нас, при чтении книги.
                            И, кстати, если в нашей голове создаются литературные образы, образы фильмов, картин, музыки… то, с чем мы, собственно, имеем дело? С мозгом животного? Или, лобными долями можно понять музыку Моцарта? Всё, что можно сделать с помощью лобных долей, это прочитать нотную партитуру. Но даже это мы будем делать через первую сигнальную систему. А, уж, совместить ноты со звуками… понять гармонию… и, тем более, получить от неё удовольствие… это забота двух других систем.

                            2. Львиную долю образной информации мы получаем через зрение. Воспринимаем объективные «картинки», а ещё вернее, - «видеоленты», на которых зафиксированы целые куски нашей жизни.

                            • Этот вопрос настолько не разработан, что отсутствует необходимая терминология.
                            Но, по сути, это «запечатления, адекватно отражающие реальность». Её электромагнитные копии.
                            Первая сигнальная система «снимает» мир, так же, как его снимает камера. С минимальными искажениями, зависящими, скажем, от технических причин.
                            Мы, ведь, и камеру можем проверить, – точно ли она снимает. И отражения в зеркалах способны оценить – «прямое» отражение, или зеркало кривое. То есть мозг - очень точно воспринимает окружающее.

                            «Объективные образы» фиксируются нейронами, с изменениями на молекулярном уровне. А это значит, что произошедшее «запечатление» останется в ассоциативной коре до конца жизни. Это долговременная, неизменяемая память первой сигнальной системы. Объективное отражение объективного мира.
                            Изменить запечатлённый образ невозможно. Его можно забыть сознательно. Но подсознательно, ассоциативная кора будет работать с этой информацией.
                            Если человек совершил преступление, которое осталось безнаказанным… мозг сам себя накажет. Подобные, конфликтные образы разрушают психику, изменяют личность.
                            Эти объективные, конкретные образы являются тем, что называется - «правдой».
                            Что бы мы потом ни делали с образом, как бы ни изменяли его копии, «матрица» остаётся неизменной.

                            • А вот с абстрактным образом мы можем сделать всё, что угодно. Это же обобщение, а не отражение реального предмета, воспоминания о котором изменить невозможно… (измените, мысленно, лицо своего ребёнка)…
                            Представим абстрагированный снег и начнём его изменять: Увеличим размеры снежинок. Окрасим в любимые цвета. Как, к примеру, будет смотреться нежно - розовый снег с переливами в красный?
                            (Очень сложно увидеть картинку… нет такого образа в подсознании. Отзываясь на слово, оно предлагает белые сугробы. Ассоциативно может возникнуть, лишь, картинка красной крови на белом снегу. Розовый снег мы можем представить только произвольно, с усилием)
                            А как читатель отнесётся к дубу, на котором растут груши? К жёлтому молоку? К цветку с зубами? К котёнку с очаровательными рожками?
                            (Для такого представления тоже необходимо произвольное усилие)
                            Это изменённые образы. Фантазии. В этом качестве имеют право на существование, но объективной правдой не являются.
                            Вот, например, такой случай недавно произошёл: собака ощенилась котятами. Котята уже пытаются тявкать.
                            Что, не верится? Потому что опыт объективного познания реальности опровергает такую возможность?

                            В реальной жизни мы опираемся на реальные образы – отражения.
                            Но с большим удовольствием воспринимаем фантазии, изменённые образы. Это любое творчество, литература… или игра.
                            Но если фантазийные образы пытаются выдать за реальность, мы внутренне протестуем.
                            Изменённые образы входят в противоречие с матричной основой. Это называется «ложью, враньём, неправдой» или ошибкой.
                            Как мы отнесёмся к тому, что нам продадут искусственные яблоки, выдав, за настоящие?

                            На умении видеть окружающее адекватно, строится взаимопонимание между людьми.
                            Мы согласны, что этот цвет синий, а этот зелёный. Что эта еда сладкая, а эта солёная. Что этот дом новый, а вон тот – старый. Перевод одного языка на другой возможен только потому, что существуют критерии в виде объективных образов. Звукобуквенное оформление одного и того же яблока будет различным у разных народов. А образ объективен и в переводах не нуждается. Если не знаем слова – можем, просто, показать на яблоко.

                            • В быту достаточно сложно найти предмет, для которого ещё возможно придумать новую, образную форму. Хотя, художники, дизайнеры – всё-таки умудряются это делать.
                            Обычный стол. Четыре ножки. Как изменить образ стола, чтобы возникла оригинальная форма? Три ножки – было. Одна ножка была. Даже две ножки придуманы… и совсем без ножек. Существуют обеденные, письменные, журнальные, кухонные, садовые столы… из дерева, из пластика, из камня, из стекла. Кованные, плетёные…
                            Но если удаётся придумать новый, пока ещё фантазийный образ, и сделать его эскиз… а затем воплотить в реальный предмет… Вымышленный образ становится объективной реальностью.
                            Этого предмета не было! Пока не был создан образ, как план и побуждение к действию.

                            Но разве только мебель нуждается в совершенствовании? Можно придумать телегу, а потом самодвижущийся экипаж. Представить, как плотина перекроет реку… и, что человек будет летать в небе. Так происходит прогресс.
                            Если же в головах есть только наглядно - реалистичные образы… и нет умения – их, мысленно, воспроизводить и изменять, потому что воображение и фантазия не развиты… то люди способны, лишь, копировать то, что кто-то придумал, но сами ничего нового создать не могут.

                            3. Но почему одна и та же вещь, которую мы видим объективно, воспринимается по – разному разными людьми?
                            А вот это уже процессы обработки информации - мышление.

                            • У каждого человека имеется базовый, индивидуальный набор объективных образов. Даже если люди живут в абсолютно одинаковых условиях, процессы запечатления и эмоционального отношения - идентичными быть не могут, поскольку, это непроизвольное внимание.
                            Сумма же конкретных образов создаёт обобщённый образ, который – абстрактен и субъективен.

                            Одна фотография – конкретный образ. (Но состоящий из большого количества «подобразов» - глаза, губы, выражение лица, причёска, одежда…)
                            А множество фотографий одного человека в разных обстоятельствах, создадут его обобщённый образ. Но состоящий из множества конкретных.
                            В нашей памяти подобные «альбомы» существуют для любой мелочи. И у каждого человека собственный набор запечатлений. Соответственно, обобщённые образы субъективны и будут различаться, даже если есть согласие в оценке конкретных образов.

                            Комментарий

                            Обработка...
                            X