Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Сенситивные периоды обучения.

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Сенситивные периоды обучения.

    Генеральное направление сапиентизации (и эволюции Хомо в целом, за исключением неандертальского зигзага на С-З краю ойкумены Хомо) - это пресловутая фетализация, закрепление детских черт у взрослых особей. И именно за счет этого шло развитие тесных социальных связей, снижение внутригрупповой агрессии, рост альтруизма и взаимоподдержки членов группы - в рез-те повышались групповые шансы на выживание и, одновременно, резко "смягчались нравы", кроме того именно за счет этого возникала способность сохранять активную обучаемость во взрослом состоянии, развитое исследовательское поведение, а у сапиенсов еще и творчество разного рода.
    В итоге популяции с высоким уровне тестостерона, выраженной матуризацией взрослых, жесткой внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией и высоким уровнем агрессии, резко сниженной способностью к эмпатии и низким альтруизмом - черты шимпанзе, а не человека - это не просто архаика, это дегенеративный по отношению к общему направлению эволюции Хомо путь развития и эволюционный тупик...
    Nestor notabilis
    http://paleo.ru/forum/viewtopic.php?...asc&start=1005
    Выходит, вундеркинды идут против эволюционного тренда, и светлое эволюционное будущее - за инфантильными личностями.

  • #2
    Re: Сенситивные периоды обучения.

    Сообщение от VladimirKox Посмотреть сообщение
    Nestor notabilis
    http://paleo.ru/forum/viewtopic.php?...asc&start=1005
    Выходит, вундеркинды идут против эволюционного тренда, и светлое эволюционное будущее - за инфантильными личностями.
    не, погодите, почему вундеркинды то? - речь ведь об особях с высоким уровнем тестостерона, повышенной агрессивностью, сниженной способностью к эмпатии и низким альтруизмом

    да и фетализация, насколько понимаю, далеко не то же самое, что инфантилизм (тем более, что и инфантилизм бывает разный)

    Комментарий


    • #3
      Re: Сенситивные периоды обучения.

      Там на ветке у палеонтологов делается вывод, что неандерналец оказался тупиковой ветвью, потому как укоротил период перехода в репродуктивную фазу (8 лет –уже взрослый), от сапиенса - не сразу отличишь.
      Муссировалась идея про "неандертальский лук", словно нескольких мутаций недостаточно для увеличения уровня тестостерона (заглянули б к эндокринологам), а при давлении отбора - это быстро закрепится ИМХО.
      С другой стороны, среди успешных личностей много тех, кто были в свое время шалопаями.
      Поэтому вундеркиндов надо сортировать на тех кто просто развивается быстро, и на тех кто при этом сохраняет перспективы, т.е. имеет удлиненные сенситивные периоды для обучения.
      И шалопаев надо сортировать, поскольку из-за удлиненных сенситивных периодов они имеют перспективы усвоить больший объем инфы.
      Фетализация и инфантилизм - не одно и тоже, а вот как их разделить, чтоб было достоверно?
      Сейчас МОН вводит одноразовую сдачу ЕГЭ, а это может перспективным закрыть дверь в ВУЗы - лишатся шанса личностно не созрев.

      Комментарий


      • #4
        Re: Сенситивные периоды обучения.

        Сообщение от VladimirKox Посмотреть сообщение
        С другой стороны, среди успешных личностей много тех, кто были в свое время шалопаями.
        Поэтому вундеркиндов надо сортировать на тех кто просто развивается быстро, и на тех кто при этом сохраняет перспективы, т.е. имеет удлиненные сенситивные периоды для обучения.
        И шалопаев надо сортировать, поскольку из-за удлиненных сенситивных периодов они имеют перспективы усвоить больший объем инфы.
        но ведь термин вундеркинд подразумевает не быстрое физиологическое развитие, а яркое проявление каких-либо способностей - память, музыкальный слух, математические способности, ...
        причём, эти способности отнюдь не являются атрибутами взросления - наоборот, с возрастом они могут даже угасать (особенно если их не развивать)...
        да и вцелом, способность к обучению - это свойство именно молодого организма

        собственно, у одарённых детей как раз может наблюдаться инфантильность в тех аспектах, которые лежат вне сферы их таланта - хотя бы потому, что на развитие этих черт ребёнок тратит меньше времени, чем его среднестатистические сверстники (хотя, тут могут быть и более глубокие причины)

        "шалопаистость" - тоже отнюдь не обязательно качество особей с ускоренным физиологическим развитием
        Фетализация и инфантилизм - не одно и тоже, а вот как их разделить, чтоб было достоверно?
        да, разделить, пожалуй, действительно не так просто...
        но фетализация отдельных черт не подразумевает инфантильность личности - например, человек может быть биологически моложе своего календарного возраста, неагрессивен и контактен, но при этом быть вполне сформированной взрослой личностью

        Комментарий


        • #5
          Re: Сенситивные периоды обучения.

          Сообщение от Ratte
          человек может быть биологически моложе своего календарного возраста
          Биологически моложе по каким параметрам? По всем?

          Комментарий


          • #6
            Re: Сенситивные периоды обучения.

            Сообщение от Vlad7 Посмотреть сообщение
            Биологически моложе по каким параметрам? По всем?
            что значит "по всем"?

            состояние сосудов, сердечной ткани, костной, хрящевой, метаболические процессы - уже немало

            Комментарий


            • #7
              Re: Сенситивные периоды обучения.

              Сообщение от VladimirKox Посмотреть сообщение
              Там на ветке у палеонтологов делается вывод, что неандерналец оказался тупиковой ветвью, потому как укоротил период перехода в репродуктивную фазу (8 лет –уже взрослый), от сапиенса - не сразу отличишь.
              Судя по контексту, Вы не разделяете такую точку зрения. Хотелось бы узнать подробнее, почему? Есть какие-то для этого основания, или это просто "личное мнение"?

              Комментарий


              • #8
                Re: Сенситивные периоды обучения.

                Сообщение от Ratte
                что значит "по всем"?

                состояние сосудов, сердечной ткани, костной, хрящевой, метаболические процессы - уже немало
                Думаю, что если бы человека в 50 лет нельзя было отличить от 30летнего человека – то это была бы сенсация.Похоже, что если брать возраст по совокупности параметров, разброс окажется не таким уж большим. (Насколько я понимаю, разброс есть только в одну сторону – преждевременное старение).
                Последний раз редактировалось Vlad7; 20.02.2009, 10:40 PM.

                Комментарий


                • #9
                  Re: Сенситивные периоды обучения.

                  Судя по контексту, Вы не разделяете такую точку зрения.
                  - Наоборот! Горячо поддерживаю. Рома ввел "гипотезу о неандернальском луке", на самом деле достаточно замены одного нуклеотида, чтоб на ферментативной глобуле, в сайте связывания ингибитора, появилась другая аминокислота. Аффинитет к ингибитору - снизится, уровень - гормона возрастет. Возможна и реверсия к исходному генотипу, за счет обратной мутации.
                  Эволюционный тренд на фетализацию также поддверждает наличие лактазы у сапиенса.
                  Ну, а у неандертальцев ещё много мутаций от сапиенса

                  Я против одноразового ЕГЭ, как то предлагает МОН.
                  Пусть шалопаи подрастут, и ещё раз попробуют, вдруг какой "Эдисон" получится.

                  Кстати, по реконструкции неандерталка то ли 4, то ли 8 лет (если покопаться в лит-ре, кроме форума антропологов. Но спорить о возрасте - я с ними не буду.)
                  Последний раз редактировалось VladimirKox; 20.02.2009, 11:23 PM.

                  Комментарий


                  • #10
                    Re: Сенситивные периоды обучения.

                    Весьма занятные рассуждения. Но вот, есть вещи, которые в эту схему плохо укладываются. Бог с ними, с неандертальцами. Толком неизвестно отчего они там вымерли, давно это было. Кто может поручиться были они более или менее фетализированы, и какую роль это сыграло в выживании. Более убедительно то, что, занимали они весьма ограниченный ареал и ухудшение климата оставило им куда меньше шансов, чем более расселенному сапиенсу.
                    Но вот, есть вещи, перед глазами. Не буду трогать национальный полиморфизм. Но взгляните на половой диморфизм у наших сапиенсов. Неворуженным глазом видно, что женщины более фетализированы, чем мужчины. Признаков много: оволошение, жировые отложения, вывороченные до старости губы, высота голоса и еще много. По этому поводу даже целая книжка есть Десмонда Морриса «Голая женщина». (К сожалению, в переводе пока не попадалась). Своеобразное продолжение «Голой обезьяны» И в тоже время женщины явно опережают в развитии мужчин и в половом и в интеллектуальном отношении. И в развитии раньше останавливаются, а мужик он и до старости мальчик. И гораздо менее пластичны. И сенситивный период у них явно поменьше. Так что фетализация и продолжительность сенситивного периода вещи связанные весьма неоднозначно. И еще, неужели не очевидно, что сапиенс точно такой же эволюционный тупик, как и неандерталец?
                    Впрочем, я тоже против одноразового ЕГЭ, хотя основания иные.

                    Комментарий


                    • #11
                      Re: Сенситивные периоды обучения.

                      но ведь термин вундеркинд подразумевает не быстрое физиологическое развитие, а яркое проявление каких-либо способностей - память, музыкальный слух, математические способности, ...
                      Способности у детей могут свидетельствовать, как и о наличии большого потенциала вообще, так и о раннем взрослении, и вызванной этим специализацией.
                      с возрастом они могут даже угасать (особенно если их не развивать)...
                      Есть такая тенденция, и с ней надо - бороться, даже если надежда на успех слаба.
                      "шалопаистость" - тоже отнюдь не обязательно качество особей с ускоренным физиологическим развитием
                      Она в большей мере связана с фетализацией. Трудно представить себе 30-летнего шалопая, в этом возрасте - что-то другое будет.
                      но фетализация отдельных черт не подразумевает инфантильность личности - например, человек может быть биологически моложе своего календарного возраста, неагрессивен и контактен, но при этом быть вполне сформированной взрослой личностью
                      Да, не подразумевает, но, может быть, иногда сопутствует?
                      Я не против личностного формирования и правильной социальной адаптации.
                      Кто может поручиться были они более или менее фетализированы, и какую роль это сыграло в выживании.
                      Несмотря на разброс во мнениях, у антропологов есть доказательства, что неандертальцы были менее фетализированы. В этом можно убедиться, ознакомившись с их высказываниями на форуме, на который я дал ссылку в первом посте.
                      И в тоже время женщины явно опережают в развитии мужчин и в половом и в интеллектуальном отношении. И в развитии раньше останавливаются, а мужик он и до старости мальчик.
                      Вот это и свидетельствует о меньшей степени фетализации женщин. Что касается
                      «оволошение, жировые отложения, вывороченные до старости губы, высота голоса» - это внешние признаки, т.е. - попадающие под действие полового отбора, а не результат естественного отбора.
                      И еще, неужели не очевидно, что сапиенс точно такой же эволюционный тупик, как и неандерталец?
                      Не очевидно. Несмотря на то, что, по сравнению с кроманьольцем, размер мозга у современного человека уменьшился. ИМХО это может быть связано со специализацией членов общества и, как следствие, увеличения «монотонности» их деятельности.
                      Но в то, что этот деградационный тренд необратим – не верю, популяционная изменчивость достаточно велика – надежда на прогресс присутствует.
                      P.S.
                      Я попытался выяснить, как оно есть? Что с этим делать - не знаю.
                      Последний раз редактировалось VladimirKox; 21.02.2009, 11:39 AM.

                      Комментарий


                      • #12
                        Re: Сенситивные периоды обучения.

                        что-то у нас всё в кучу смешалось

                        фетализация по одним признакам отнюдь не обязательно означает фетализацию по другим - это относится как к человечеству вцелом, так и к его женской части

                        одарённость же (в том числе и такая, которая связана с ускоренным интеллектуальным развитием) отнюдь не подразумевает ускоренное физиологическое развитие, связанное с высоким уровнем тестостерона (и, как следствие, ассоциирующееся с агрессивностью и т.п.)

                        Сообщение от LeMor Посмотреть сообщение
                        И еще, неужели не очевидно, что сапиенс точно такой же эволюционный тупик, как и неандерталец?
                        а что такое "эволюционный тупик"?

                        Комментарий


                        • #13
                          Re: Сенситивные периоды обучения.

                          Сообщение от VladimirKox
                          Это внешние признаки, т.е. - попадающие под действие полового отбора, а не результат естественного отбора.
                          Сообщение от Ratte
                          А что такое "эволюционный тупик"?
                          Ага, а половой отбор не естественный? Не нравятся эти признаки, могу выложить и другие. Ну, например, такой - Детскими болезнями чаще болеют женщины, болезнями пожилого возраста—мужчины. Или вот, - С врожденными атавистическими аномалиями развития, чаще рождаются девочки. И кто у нас более фетальный? У эволюционистов уже давно есть традиция использовать половой диморфизм для выявления эволюционных тенденций. Особенно в отношении онтогенетических гетерохроний. И накопленные данные указывают, что признаки, отличающие мужской пол от женского, указывают на будующее направление изменений вида. И если рассматривать эволюцию Homo в рамках концепции «неотенической обезьяны», т.е. полагая ведущей тенденцию фетализации, наверно, можно констатировать, что у сапиенсов эта тенденция исчерпана и даже в обратную сторону повернута. Литературы на эту тему хватает. Если интересно, взгляните например, на такой текст В. А. Геодакян МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА. ЭВОЛЮЦИОННО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

                          Комментарий


                          • #14
                            Re: Сенситивные периоды обучения.

                            По В.А. Геодакяну - спорная работа ИМХО. Например,
                            3) по направлению генотипического полового диморфизма определить направление эволюции признака. Эволюция любого признака в популяции направлена от женской его формы к мужской, т.е. женская форма диморфного признака—это прошлая форма, а мужская—будущая форма в эволюции ("Филогенетическое правило полового диморфизма");
                            Неужели через некоторое время женщины станут бородатыми? Сомневаюсь.

                            По половому диморфизму - направление на дивергенцию, а сохранение тренда - по возможности, хотя бы по внешним признакам. Не принято у приматов, среди самок турниры устраивать, чтоб ценность генотипа достоверно установить, а потому кое-где возможна регрессия=антифетализация. Главное, чтоб мужики не заметили. А как беззаветно женщины борются против своего возраста, некоторые начинают эту борьбу с 20 лет, инстинкт - однако.
                            одарённость же (в том числе и такая, которая связана с ускоренным интеллектуальным развитием) отнюдь не подразумевает ускоренное физиологическое развитие, связанное с высоким уровнем тестостерона (и, как следствие, ассоциирующееся с агрессивностью и т.п.)
                            Так я же с того и начал, что одаренность и фетализация в прямопропорциональной зависимости. А ранний тестостерон - работает против фетализации, а адаптации помочь - может, и ранней в том числе.

                            Комментарий


                            • #15
                              Re: Сенситивные периоды обучения.

                              Сообщение от VladimirKox Посмотреть сообщение
                              По В.А. Геодакяну - спорная работа ИМХО.
                              Неужели через некоторое время женщины станут бородатыми? Сомневаюсь.

                              Так я же с того и начал, что одаренность и фетализация в прямопропорциональной зависимости. А ранний тестостерон - работает против фетализации, а адаптации помочь - может, и ранней в том числе.
                              Это эмоции. Если задуматься какой будет отдаленный потомок человека, если пустить на самотек: ближе к эмбриону (без волос, большие глаза, большая голова и пр.), как рисуют футурологи. Или же ближе к типичному обезьянину (могуч, вонюч, волосат) – убедительнее выглядит второй вариант. Ну, а для женщин придумана эпиляция.
                              Доводы в пользу прямой пропорции между одаренностью и фетальностью выглядят пока хлипковато. Хотя сама идея перспективная. Видимо требуется детализация этой связки. А вообще, есть, что нибудь конкретное о гормональной подоплеке фетализации у человека или обезьян (кроме тестостерона). Знаю, что из аксолотля вырастить взрослую амблистому плевое дело, надо вколоть ему тироксин и трийодтиронин. А вот о способах фетализации обезьян, или как из человека вырастить обезьяну, что-то не слыхал. И кстати, а как антиандрогены влияют на одаренность и продолжительность сенситивного периода?

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X