Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Рассуждение или условный рефлекс?

Свернуть
X
Свернуть

  • Рассуждение или условный рефлекс?

    Автор: Леонтьев В.О.

    Эксперименты, традиционно рассматриваемые как доказательство способности крыс к рассуждению, объясняются с помощью условного рефлекса. Предлагается схема эксперимента, в котором у крыс была бы возможность установить реальные причинно-следственные связи между событиями и, таким образом, продемонстрировать способность к рассуждению.
    Источник: Леонтьев В.О. К вопросу о способности крыс к рассудочной деятельности. Нейронауки, 5(7), 2006.

    Способности к рассуждению (reasoning) у крыс исследовались еще в первой половине прошлого века Майером. Использованная в этих опытах установка состоит из трех дорожек, расходящихся из одной центральной точки. Каждая дорожка заканчивается столиком, отличающимся от остальных по размеру, форме и типу. На столиках установлены деревянные экраны таким образом, чтобы с одного столика нельзя было видеть, что делается на остальных. После того как крыса обследовала все столики и дорожки, ей давали пищу, например, на столике А. Затем крысу помещали на один из двух других столиков, например, В, и отпускали. Достигнув центра установки, крыса могла выбрать один из двух путей — на столик А, (где ее раньше кормили) или на столик Б. Всякий раз крысу кормили на другом столике. При случайном выборе доля правильных решений равна 50%, однако у некоторых крыс она была гораздо выше. Это позволило Майеру сделать вывод о том, что крысы способны в каждом новом предъявлении комбинировать имеющуюся у них информацию и делать правильный выбор.

    Этот эксперимент можно интерпретировать иначе. Здесь можно усмотреть сходство с методом последовательных переделок условного рефлекса. При последовательной переделке сначала подкрепляют условный стимул А и не подкрепляют Б. Когда вырабатывается УР на стимул А, начинают подкреплять Б и не подкреплять А. Когда вырабатывается УР на Б возвращаются к первому варианту и начинают подкреплять А, и так много раз. В конце концов, животное сокращает время обучения при каждой перемене подкрепления до минимума и после первого же изменения подкрепляемого стимула начинает его выбирать.

    В эксперименте Майера на «рассуждение» не проводится предварительных обучающих серий сначала на одну дорожку, потом на другую и т.д. Точнее, можно сказать, что длина обучающих серий равна единице, потому подкрепляемая дорожка каждый раз меняется. Другими словами, у крыс вырабатывается УР на условный стимул «не та дорожка, на которой только что кормили».
    В статье рассматриваются и недавние эксперименты на эту тему, пересказанные в заметке “Животные способны логически мыслить” http://elementy.ru/news/430136 . Сначала у крыс вырабатывали условные рефлексы в трех обучающих сериях. В первой серии вспышка света (L) предшествовала звуку (Т), во второй вспышка L предшествовала подаче пищи F, в третьей шум N подавался одновременно с F. Эти связи вырабатывались по отдельности так, чтобы не возникла связь между Т и F.(!) Авторы интерпретируют такую схему эксперимента так, что L является общей причиной Т и F, а N является непосредственной причиной F. Об интенсивности возникших у крыс связей между стимулами, (которые было бы точнее называть условными рефлексами) судят по среднему количеству тыканий крыс носом в кормушку, в которую подавалась F. После выработки описанных связей в клетку помещают рычаг, нажатие на который вызывает в одной серии эксперимента Т, в другой серии N.

    Оказывается, что если нажатие на рычаг вызывает Т, то среднее количество тыканий носом в кормушку резко сокращается. Авторы интерпретируют этот факт как понимание крысами отсутствия причинно-следственной связи между Т и F.

    Во второй серии эксперимента нажатие на рычаг вызывает N, но это, практически, не изменяет среднего количества тыканий носом в кормушку. Авторы интерпретируют этот факт как понимание крысами того, что N является причиной F. Нужно отметить, что первая часть этого эксперимента (без нажатия на рычаг) ничем не отличается от выработки обычного условного рефлекса на N, и выработки условного рефлекса второго порядка на Т через рефлекс на L. Ни о каких причинно-следственных связях между L, T и F говорить нельзя. Теоретически даже самый высоко интеллектуальный человек не может сделать вывод о наличии или отсутствии причинно-следственных связей между L, T и F , если он будет наблюдать лишь то, что наблюдают крысы в условиях эксперимента. Для того чтобы судить о наличии причинно следственных связей, нужно иметь возможность наблюдать механизм взаимодействия. Например, если бы крыса имела возможность видеть как от рычага, на который она нажимает, тянется нить к кормушке, как эта нить натягивается и открывает заслонку, пропускающую корм в кормушку, то она могла бы сформировать модель ситуации, и в этой модели нажатие на рычаг было бы причиной появления корма. Если же крыса имеет возможность наблюдать лишь то, что после нажатия на рычаг появляется корм, то у нее может лишь возникнуть ассоциация между этими событиями. Традиционно простое совпадение событий рассматривается как основа ассоциативного обучения, т.е. как основа для возникновения УР.

    Между тем, вообще говоря, способность животных устанавливать причинно-следственные связи между событиями не вызывает сомнений. Например, правильное понимание обезьянами стука кусочков пищи о стакан при его сотрясении, описанное в статье Br?uer J. ,Kaminski J; Riedel J., Call J., Tomasello M. Making Inferences About the Location of Hidden Food: Social Dog, Causal Ape // Journal of Comparative Psychology, 2006, Vol.120, No.1 можно интерпретировать как понимание ими причинно-следственной связи между двумя событиями, и, видимо, этот факт не сводим к условному рефлексу. С теоретической же точки зрения принципиальным отличием условного рефлекса от когнитивных процессов является наличие модели ситуации в психике в случае последних и необязательное наличие таковой в случае рефлексов.

    Cмотри также З.А. Зорина, И.И. Полетаева. Элементарное мышление животных. (учебное пособие)
      Возможность размещать комментарии к сообщениям отключена.

    Категории

    Свернуть

    Latest Articles

    Свернуть

    • Активные и пассивные методики картирования мозга 2016
      olmart
      Если Вам хочется овладеть современными методами исследования мозга: Приглашаем магистрантов, аспирантов и молодых исследователей на интенсивную школу, разработанную совместно НИУ ВШЭ, МГППУ, МГУ, ИВНД РАН, СПбГУ и НИЦ Курчатовский Институт. А также в школе участвуют лекторы...
      18.10.2016, 11:04 PM
    • Мозг – это гиперсложный пространственно-временной транслятор или парижский разговор с Юрием Бужаки
      Administrator

      Опубликовано в сокращенном варианте в журнале "В МИРЕ НАУКИ", октябрь 2008 № 10
      http://www.sciam.ru/2008/10/interview.shtml
      Олег Сеньков, PhD (info(at)olegsenkov.com)


      Это интервью мне удалось взять одним ранним июньским утром в одном из кафе на Сант-Жэрман, в Париже, у одного из самых успешных исследователей мозга – Юрия Бужаки (Gyorgy Buzsaki), венгра по происхождению, который вот уже долгие годы живет и работает в США, заведует лабораторией (http://osiris.rutgers.edu/frontmid/indexmid.html), изучающей мозговые осцилляции в гиппокампе и неокортексе при Центре Молекулярных и Поведенческих Нейронаук в университете Рутгерс, занимает сегодня лидирующее положение в топе самых цитируемых авторов научных работ, которых у него более 200, опубликованных в таких высоко-импактных журналах, как «Cell», «Neuron», «Nature Neuroscience», «Science», «PNAS» и т.д., автор недавно вышедшей книги-бестселлера – «Rhythms of the brain» («Ритмы мозга»).
      Париж, 12:30, 20 июня, 2008 г. - Какими экспериментами сейчас занят Мистер Бужаки у себя в лаборатории в Рутгерс?- О-о, многими… (хитро улыбается) Одно из самых моих сокровенных желаний – понять, какие механизмы работы мозга лежат в основе нашего когнитивного поведения, а это самая трудная задача, когда-либо стоящая п...
      29.01.2016, 03:28 PM
    • Тест «часы с поворотом» для оценки пространственной ориентации в норме и у больных с когнитивными расстройствами
      Administrator
      Описывается простой компьютерный тест, предназначенный для определения способности к ориентации (выбор нужного направления относительно некоторого исходно заданного направления). Тест, названный "Часы с поворотом", основан на использовании циферблата часов, повернутого на случайный угол. На таком циферблате испытуемый должен найти положение часовой стрелки (или в другом варианте часовой и минутной стрелок) для указанного в тестовом задании времени. Основные регистрируемые параметры –величина ошибки при установке требуемого времени и время выполнения задания (латентность). Проведенные испытания теста на пожилых здоровых людях и пациентах со слабыми когнитивными расстройствами дают основание предполагать, что данный тест окажется полезным при диагностике...
      29.01.2016, 03:28 PM
    • Аксиоматика женской логики
      Administrator
      Автор: В.О. Леонтьев
      ...
      29.01.2016, 03:28 PM
    • Комментарии к Заметкам о женской логике Д.В.Беклемишева
      Administrator
      Автор: В.О. Леонтьев
      ...
      29.01.2016, 03:28 PM
    • ЭЭГ руководство (часть 1: Basic concepts)
      Administrator
      The selected sections of Chapter 35 “Electroencephalography”. From Handbook: Modern techniques in neuroscience research. Ed. U.Windhorst. Springer-Verlag, 1999. By Ivanitsky A.M., Nikolaev A.R., Ivanitsky G.A.

      EEG Origin

      Generators of electric field which can be registered by scalp electrodes are groups of neurons with uniformly oriented dendrites. The neurons permanently receive impulses from other neurons. These signals affect dendritic synapses inducing excitatory and inhibitory postsynaptic potentials. Currents derived from synapses move through the dendrites and cell body to a trigger zone in the axon base and pass through the membrane to the extracellular space along the way. EEG is a result of summation of potentials derived from the mixture of extracellular currents generated by populations of neurons. Hereby the EEG depends on the cytoarchitectures of the neuronal populations, their connectivity, including the feedback loops, and the geometries of their extracellular fields (Freeman 1992). The main physical sources of the scalp potentials are the pyramidal cells of cortical layers III and V (Mitzdorf 1987).


      Figure. Neuronal oscillators inside the cortex, discharging with their intrinsic frequencies (f1, f2, f3), produce extracellular currents summed o...
      29.01.2016, 03:28 PM
    Обработка...
    X